Никифор Тарасиев

Никифор Тарасиев
Никифор Тарасиев (2-я пол. XVI в.) – мастер книгопечатного дела, вероятно, один из авторов послесловия к Псалтири, выпущенной в Москве в 1568 г. В отличие от второго «друкаря» Псалтири – Невежи Тимофеева, чья издательская деятельность прослеживается вплоть до нач. XVII в. (если только согласиться с общепринятым отождествлением Невежи Тимофеева и Андроника Тимофеева Невежи; впрочем, в этом отождествлении усомнился последний исследователь Псалтири 1568 г. Ю. А. Лабынцев, а М. Н. Тихомиров считал Андроника сыном Невежи Тимофеева) и продукция которого представлена одиннадцатью книгами московской печати и двумя, выпущенными в Александровой слободе, единственная известная нам работа Н. Т. – это Псалтирь 1568 г. Никаких сведений о личности издателя не сохранилось. Поскольку в послесловии Н. Т. назван первым, думают, что он и возглавлял в 1568 г. типографию. Написанное в XVII в. «Сказание известно о воображении книг печатного дела» сообщает, что после Ивана Федорова и Петра Мстиславца «ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти» (Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказание о начале московского книгопечатания // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 201). По-видимому, в числе этих «товарищей» и был Н. Т. Преемственность Псалтири 1568 г. по отношению к изданиям Ивана Федорова подтверждается тем, что шрифт ее тождествен шрифту федоровских изданий, а заставки подражают работам первопечатника, хотя и оттиснуты с новых досок. Правда, имя Ивана Федорова, жившего к тому времени в Заблудове, в послесловии книги 1568 г. не упомянуто. Можно предположить, что Н. Т. и Невежа Тимофеев являются авторами послесловия к своему изданию – нового в древнерусской литературе жанра, канонизированного послесловиями Ивана Федорова. Некоторые устойчивые мотивы послесловия 1568 г., получившие развитие в последующей традиции, и прежде всего – создающие идеальный образ самодержца, отмечены в работе: Елеонская А. С. Русские старопечатные предисловия и послесловия второй половины XVI – первой половины XVII в.: (патриотические и панегирические темы) // Русская старопечатная литература (XVI – первая четверть XVIII в.): Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М., 1981. С. 73, 85, 92. Послесловия к старопечатным книгам были важными государственными документами. В завершающем Псалтирь 1568 г. тексте это выразилось в том, что издатели вынуждены были совершить прямой подлог, заменив имя одного, митрополита именем другого. Суть дела в следующем. Именно в 1568 г. произошел окончательный разрыв между Иваном Грозным и митрополитом Филиппом. Поэтому на какой-то стадии подготовки книги (она начала печататься 8 марта) Н. Т. и Невежа Тимофеев, по-видимому, получили указание убрать из послесловия имя опального митрополита, и они, вопреки действительности, написали, что издание было предпринято «повелением благочестиваго царя и благословением святейшаго митрополита Афанасия всея Русии». В действительности же Афанасий покинул митрополию «за немощь велию» за два с лишним года до выхода книги (19 мая 1566 г.). После Псалтири Н. Т. и Невежи Тимофеева в московском книгопечатании наступил длительный застой (до 1589 г.), прерванный на время лишь двумя книгами, выпущенными в кон. 1570-х гг. в Александровой слободе Андроником Тимофеевым Невежей. Изд.: Псалтирь. М., 1568. Л. 290–292 (4-го сч.); Снгрв И. [Снегирев И.]. О первой Псалтыри, напечатанной Невежею Тимофеевым и Никифором Тарасиевым при царе Иоанне Васильевиче // Вестник Европы. 1830, июль. № 13. С. 57–62; Каратаев И. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. Т. 1. С 1491 по 1652 гг. СПб., 1883. С. 162–163; Сводный каталог и описание старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов: Описание старопечатных изданий кирилловского шрифта. Вып. 19. Типография Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева / Сост. Ю. А. Лабынцев. М., 1984. С. 28–32 (фототипическое изд.). Лит.: Некрасов А. И. Книгопечатание в России в XVI и XVII веках // Книга в России. Ч. 1. Русская книга от начала письменности до 1800 года. М., 1924. С. 97; Берков П. Н. Несколько замечаний о деятельности Ивана Федорова и его предшественников // Иван Федоров первопечатник. М.; Л., 1935. С. 106; Зернова А. С. 1) Орнаментика книг московской печати XVI–XVII веков. М., 1952. С. 14–15; 2) Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках. Сводный каталог. М., 1958. С. 15, № 9; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951. С. 126–134; Сапунов Б. В. К вопросу о прекращении деятельности первых типографий в Москве // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 439; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 97; В помощь составителям Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов. М., 1979. Вып. 4. С. 23, № 40; Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982. С. 527.
Д. М. Буланин

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Никифор Тарасиев" в других словарях:

  • Печатный двор — I Печатный двор         в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай городе (в районе современной улицы 25 Октября). В 1564 на П. д. Иваном… …   Большая советская энциклопедия

  • Печатный двор — I Печатный двор         в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай городе (в районе современной улицы 25 Октября). В 1564 на П. д. Иваном… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Печать —         Первые свидетельства распространения русской книжности относятся к 11 в. В 11 13 вв. в Новгороде, Киеве, Пскове, Смоленске и других местах существовали центры рукописной книги. Древнейшие из дошедших до нас рукописных книг «Остромирово… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕЧАТНЫЙ ДВОР — в России 16 17 вв. назв. типографии. Первый П. д. в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария. Заведение книгопечатания было вызвано стремлением рус. пр ва и церкви унифицировать тексты богослужебных книг и …   Советская историческая энциклопедия

  • ПЕЧАТНЫЙ ДВОР — в России XVI XVII вв. название типографии. Первый Печатный двор в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митр. Макария. Заведение книгопечатания было вызвано стремлением русского правительства и церкви унифицировать тексты… …   Русская история

  • Московский печатный двор — крупнейшая русская типография, основан в XVI в. Впервые упоминается в 1588. В XVII в. здесь напечатано около 500 книг. В 1721 Московский печатный двор передан Синоду и переименован в Московскую синодальную типографию (существовала до 1917). * * * …   Энциклопедический словарь

  • Александров (город) — Город Александров Флаг Герб …   Википедия

  • книгоиздание — Москва с древних времён являлась центром книжного дела. Первые рукописные книги создавались в  — , , , Троице Сергиевом, . Старейшая известная московская рукописная книга — Сийское Евангелие (1339). В XIV—XVI вв. работали… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»